Раннее детство: о восприятии

раннее детствоРаннее детство влияет на дальнейшую жизнь ребенка и имеет некоторые особенности.

Впечатления, полученные в данном периоде жизни, во многом определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка. И даже детский страх, вызванный, по мнению взрослых, пустяком, мелочью, может оставить неизгладимый след в душе маленького человечка.

Иногда родители могут обсуждать недостатки своих детей в присутствии посторонних, считая, что дети все равно ничего не поймут. Однако это не так, дети все прекрасно понимают, и каким бы ни был недостаток, невозможно предугадать какой вред может быть нанесен, если о «дефектах» было сказано публично.

В восприятии ребенка есть еще одна особенность. Все, что интересно – дети считают правильным, а неинтересное – неправильным. У детей свои представления о таких понятиях как «хорошо» и «плохо», поэтому лучше всего во избежание конфликта представления и реалий правильного и неправильного стоит обеспечить интерес малыша и позитивные эмоции к «правильным» вещам, поступкам и т.д., и, соответственно, неприятные эмоции к «неправильному».

В качестве примера, опять же ситуация из нашего опыта с дочкой. Когда она научилась ходить, ей безумно интересно было изучать окружающее ее пространство. В доме конечно же есть места, куда не стоит маленькому исследователю подходить. Но я ничего пока не прятала и не убирала, считаю, что не стоит создавать «стерильные» условия, чтобы обезопасить ребенка от чего-либо. Ей в любом случае нужен опыт познания и только путем исследования и моих подсказок ей легко адаптироваться в окружающем ее мире.

Итак, возвращаюсь к восприятию неправильного. Однажды дочка увидела батарею, и ее любопытство прямо как магнит потянуло изучать радиатор.  Он был горяч, но вполне терпимые ощущения. Дочка потрогала, я пояснила, что батарея горячая. Для нее видимо было достаточно некомфортное ощущение. Люба это очень хорошо запомнила, и теперь при слове «горячо» даже и близко не подходит к чему-либо или если это, например, тарелка с горячей кашей у меня в руках, строго мне говорит «ая-яй-яй!». Вот однажды, испытав неприятные впечатления о горячем, она знает, что трогать горячее нельзя. Но я ни разу не произнесла самого слово «нельзя» относительно этого.

Все, что ребенок делает руками, здорово развивает его творческие способности и интеллект и даже если он просто рисует, разбрасывает игрушки или рвет бумагу – это все развивает его навыки. Но если, ребенка постоянно ограничивать и останавливать в этом, то ограничения помешают развитию творческих способностей. У детей свое видение мира, и разбросанные игрушки в его представлении могут быть особенной композицией, а рисунки на полу – проба чего-то нового, интересного, необычного.

Если поговорить о игрушках, то восприятие ребенка и взрослого относительно игрушки может разительно отличаться. То, что нам кажется ценным, в глазах ребенка может оказаться ненужной безделушкой. Именно поэтому, иногда дети игнорируют очень дорогие игрушки и предпочитают играть своей «страшненькой» куклой или машинкой. Игрушка должна приносить ребенку радость достижения (у меня получилось это сделать!) и удовлетворять его потребность в творчестве.

Не нужно объяснять малышу как «положено» играть игрушкой, если ребенок ей играет, значит все в порядке – цель достигнута. Дети сами разберутся ЧТО им делать с игрушкой, если они не просят помощи или участия взрослого. Если поправлять ребенка, можно помешать его творческому развитию или вообще отбить желание играть.

Лепка, вырезание из бумаги, складывание фигур из бумаги, да и вообще любая деятельность с предметом, не имеющим определенную форму и назначение, - очень полезна. Это идеальная игра, т.к. ребенок может сделать с этими предметами все что угодно, придать им любую форму. Все это развивает творческие способности.

Даже в возрасте до 3 лет дети уже начинают активно помогать своим родителям в домашней работе: подметать, мыть посуду да много еще чего. Для маленьких помощников работа и игра одно и то же. Ребенку важен процесс, а не результат его деятельности, поэтому не стоит требовать от малыша довести дело до конца. Пусть он трудится столько, сколько ему хочется. Если в раннем детстве отбить желание помощи, то в дальнейшем вряд ли ребенок будет также охотно помогать или в принципе помогать. Часто помощь от дитя бывает такая, что еще и работы больше от нее возникает, но нужно набраться терпения. Ребенок из благих побуждений стремится сделать хорошее дело, нужно это ценить. Как я уже сказала, одно неверное слово может загубить на корню желание участвовать в домашней работе. В этом есть некоторые проблемы воспитания.

И напоследок, пусть ваш ребенок будет лучше вас, воспитывайте его, опираясь на следующее высказывание: «Ученик превзошел учителя». Если вы воспитаете своего ребенка так, что он будет лучше вас, значит вы – замечательный, неленивый родитель, и все ваши труды по воспитанию ребенка не напрасны.

Желаю успехов!

Также на эту тему вы можете почитать

Комментариев: 1 к “Раннее детство: о восприятии”

  • Здравствуйте!
    С удовольствием посетила ваш сайт, видно что вы разносторонний, увлеченный человек и очень предприимчивый! И это здорово!

    Удачи вам и всего хорошего! Надеюсь на плодотворное сотрудничество!
    заходите в гости.
    С уважением, Лобканова Зульфия.

Оставить комментарий

↓
Яндекс.Метрика