Развитие мелкой моторики играет важную роль в развитии ребенка, особенно в раннем детстве. Развитие мелкой моторики рук способствует интеллектуальному развитию малыша.
Нервные окончания головного мозга, отвечающие за развитие речи, расположены очень близко к нервным окончаниям, отвечающим за моторику рук. Развивая способность пальчиков к мелкой работе, можно «убить двух зайцев»: научить малыша уметь обращаться с мелкими деталями, одновременно развивая его речевой аппарат.
Современные мамы понимают значимость мелкой моторики рук в развитии своего ребенка и уделяют это теме пристальное внимание.
Развитие мелкой моторики: учись играючи, малыш!
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию игры, способствующие развитию мелкой моторики у детей в возрасте от одного года и чуть старше. На самом деле некоторые игры хорошо подойдут и для малышей младше года. Главное, предлагать ребенку попробовать что-то новое и не ожидать от него моментальных результатов.
Итак, игры и занятия, с помощью которых можно развить моторику рук:
1) Пальчиковые игры с потешками - можно применять массажный мячик.
2) Книжки с наклейками и все другое, что можно приклеивать.
3) Рисование (позволяет развить и творческие навыки):
- карандашами,
- мелками,
- пальчиковыми красками,
- гуашью с помощью кисточки или с помощью губки,
- зубной пастой (очень хорошо для этого применять губку),
- пальчиками по манке.
4) Нанизывание:
- колечек, резинок (для волос) на пирамидку,
- колечек на горизонтальные палочки (горизонтальное нанизывание).
5) Вставлять фигурки в рамки-вкладыши, сортеры.
6) Строить из кубиков башенки.
7) Собирать, разъединять детали конструктора между собой (конструкторы типа лего, мегаблокс и т.п.)
8) Собирать мозаику-пазл.
9) Рвать салфетки, бумагу, журнал, вату (ватные диски).
10) Игры с пластилином, тестом для лепки:
- катать колбаски,
- отрывать кусочки,
- катать шарики,
- нажимать пальчиком или штампиками, оставляя следы,
- приклеивать на пластилин\тесто мелкие детали – бусинки, паетки, и т.п.
У моей дочки интерес к тесту появился в 1 год и 3 месяца, раньше даже не притрагивалась к нему.
11) Аппликации с использованием пластилина, клея или гуашью+клей, можно применять различные текстуры: ткань, цветная бумага, веточки, бусинки и другие материалы. Тут можно проявлять свою фантазию и смекалку.
12) Игры с крупой, макаронами и т.д.:
- трогать,
- погружать руки,
- устраивать «дождик»,
- пересыпать из одной емкости в другую,
- ложкой насыпать в емкость,
- ручками складывать в чашечку (например, горошинки или фасоль можно складывать поштучно),
- если положить какие-то интересные предметы и «зарыть» в крупе, чтобы видно было краешки, то ребенок будет находить и доставать их.
13) Игры с водой:
- сделать 2 емкости: одна пустая, другая с водой. Кусочки губки (для мытья посуды) можно сначала бросать в воду, а потом выжимать и складывать в пустую емкость.
- с шариками (легкими пластмассовыми как для пинг-понга) можно тоже поиграть. Положить шарики в воду, а потом ковшичком-ситечком их вылавливать и перекладывать в пустую посудину.
- переливать воду из одного стаканчика в другой.
14) Игры с шнуровкой - нанизывать предметы на шнурок. Наша Люба со своими ботинками так играет. Нам можно игрушек не покупать, все предпочитает на реальных вещах учиться 🙂
15) На бутылочки, баночки надевать крышечки, завинчивать их. У нас для этого навыка есть еще и игрушка - винт.
16) Игрушка «Рыбалка» – целиться удочкой, чтобы намагнитить рыбок.
17) Игра с замочками, с защелками, выключателями и т.п.
Такую доску можно сделать самим или купить.
18) Игры с прищепками. Можно сделать желтый круг из картона и пристегивать к нему прищепки – получится солнышко с лучиками.
19) Если сделать банку и крышку с отверстием под карандаши, то ребенок будет увлеченно вставлять карандаши в отверстие.
Подобное можно организовать с:
- монетками,
- пуговками,
- фасолинками, макаронами,
- маленькими массажными мячиками (отверстие должно быть таким, чтобы ребенок прикладывал усилия, прежде чем мячик провалится в отверстие)
- и любыми другими подручными материалами.
20) Игры с липучками (у меня дочка предпочитает со своими домашними тапочками так играть), с замочками, пуговками, кнопками (тоже больше нравится применять свою одежду, чем игрушечный ботинок с теми же самыми функциями)
21) Трогать предметы разной текстуры:
- можно сделать мешочки из ткани и наполнить различным содержимым, например: мелкая крупа, вата, сушеная трава, металлические предметы и т.д.
- можно сделать дощечки и наклеить на них пластинки из разных по текстуре материалов: что-нибудь гладкое, что-то наподобие наждачки, металлическую пластинку и т.д.
- можно сделать дощечки и приклеить на них декоративные стеклянные камушки, мягкие шарики, деревянные бусины
22) Развивать навык стучания и попадания в цель.
23) Игры с ящичками и шариками – развитие навыка выдвигать и задвигать ящик, а также развитие навыка на причинно-следственные связи (шарик упал в отверстие – надо открыть ящичек и достать его оттуда).
24) Игры с счетами, лабиринтами, где бусины нужно перемещать
25) Играя на улице:
- можно в песочнице насыпать в ведерко песок или высыпать,
- «лепить» куличики,
- собирать камушки в ведерко,
- палочкой рисовать по песку или на земле,
- рвать листочки. Осенью я собирала кленовые листья, принесла домой, вымыла как следует и просушила – дочка долго и увлеченно отрывала кусочки пока весь запас листьев не закончился.
Не забывайте, если малыш играет с мелкими предметами, то он должен быть под присмотром!
Развитие мелкой моторики можно осуществлять всевозможными способами с использованием специальных игр или игр, сделанных из подручных материалов. Мой список далеко не полный, т.к. вы можете и сами придумать что-то особенное и оригинальное. Стоит только пофантазировать!
Какие игры по развитию мелкой моторики у детей вы бы предложили? Поделитесь своими идеями с нами!
У меня малышка когда маленькая была мы что только не делали, и пальчиками специальными красками рисовали, и резинки одевали на все, что можно и кубики и деревянные пазлы складывали. Я вспомнила какими маленькими мы были. Спасибо вам за статью, очень полезная и нужная.
У меня дочка всегда очень любила мелкими игрушками играть и никогда их в рот не брала.
Половину советов из статьи делали с дочкой, но она видимо еще маленькая (ей год), все в рот тащит — и бумагу, и краски пальчиковые, и крупы… Если даешь ей рисовать, становится похожа на радугу
Очень хорошая статья! Хорошая подборка игр! Автор — молодец! Я со своим старшим (3 года 10 месяцев) перепробовала все, что можно! Невропатолог советовала развивать пальчики и хватательный рефлекс. У нас были и покупные игры, и самодельные…
Спасибо! очень подробная статья, даже добавить нечего)))
Ой,а Любаша то копия мама.Я все твои заметки беру на вооружение, скоро нам все пригодится.
пользуйтесь на здоровье! Эта тема на самом деле такая глобальная, тут можно и самим пофантазировать, у меня с фантазией не очень, я большинство полезных идей с наших развивалок черпаю, потом дома кое-что внедряю.
Подскажи, что за развивалки, откуда ты идеи черпаешь?
мы ходим в развивающий центр «Волшебный мир Монтессори». Нам очень нравится! Еще там музыкальный педагог просто умничка, свое творчество применяет.
У нас Любашка очень любит туда ходить. Стоит только сказать: Люба, давай собираться на занятия! Сразу активизируется и говорит «ня?» (это она так слово занятия произносит)
А мой любит крошки с пола поднимать и в рот тащить. Сам себя тренирует))).
забавно)) два в одном: и сытый и натренированный 🙂
Ольга, Вы просто умница!!! Отличная статья, столько всего перечислили))
у нас в последнее время в почете аппликация и книжки с наклейками. Выдаю «материалы» и все, Марго полчаса не видно, и не слышно)))
Полезная статья, огромное вам спасибо! Столько всего интересного перечислили, я об этом даже и не слышала!
У меня доча с детства рукодельничает. Мастерица.