Развитие речи у детей. Как происходит?

развитие речи у детейРазвитие речи у детей – сложный и своеобразный процесс, основным двигателем которого является общение взрослого с ребенком.  Однако развитие речи у детей происходит индивидуально: кому-то легче дается освоение этого навыка, кому-то сложнее. Несмотря на временные рамки, ребенок проходит все этапы развития речи.

Этапы развития речи у детей.

Процесс овладения речью детьми в течение первых лет жизни происходит в несколько этапов.

1) довербальный – ребенок еще не умеет  говорить сам и не понимает речи окружающих людей. Этот этап является первой ступенью, создает условия, позволяющие овладеть речью в дальнейшем.

2) возникновение речи - переход от полного отсутствия речи к первым ее проявлениям. На этом этапе развития речи дети начинают понимать простые фразы взрослых и произносят свои первые слова.

3) развитие речевого общения – овладение ребенком речи, совершенствование ее использования в общении с окружающими. Этот этап длится до 7 лет.

На активное развитие речи влияет коммуникативный фактор. Это естественный и мощный фактор, поскольку он побуждает ребенка развивать речь в связи с необходимостью в общении со взрослыми давать ответную реакцию на их разговоры, фразы. Что же следует делать взрослым, чтобы развитие речи ребенка происходило правильно и вовремя? Давайте рассмотрим особенности развития речи в раннем возрасте.

Развитие речи в раннем возрасте.

Общение – это такая же необходимая потребность человека, как и потребность в еде, отдыхе и т.д. С чего же начинается общение малыша?

Потребность ребенка в общении с взрослыми развивается в несколько этапов:

  • потребность в доброжелательности, внимании взрослых. Важно для благополучного развития ребенка в первые 6 месяцев его жизни удовлетворять эту потребность, поскольку на этом этапе развития общение – ведущая деятельность ребенка. Ребенок не замечает окружающих его предметов, и чтобы он увидел предмет, захотел его рассмотреть, потрогать необходимо участие взрослого.
  • потребность в участии взрослого, его сотрудничества с ребенком. Возникает после овладения ребенка навыком произвольного хватания. потребность уважительного отношения со стороны взрослого возникает с момента развития познавательной деятельности ребенка.
  • потребность во взаимопонимании со стороны взрослых возникает с момента проявления у ребенка интереса к человеческим взаимоотношениям.

С момента возникновения потребности участия взрослого родителю важно в процессе совместной игры с ребенком называть предметы, которыми увлечен малыш. В дальнейшем малыш будет проявлять желание взять игрушку, тянуться к ней и произносить нечто похожее на «дай». При этом слово, произносимое взрослым, впрочем, как и сам взрослый не будет вызывать интереса.

Следующей ступенью становится переключение внимание на взрослого и обращение к нему с указанием получить желаемый предмет. Обычно это сопровождается жестами и лепетом похожим на «дай, надо».

Чуть позже ребенок уже начинает смотреть на губы взрослого, прислушиваться к словам, пытаться их повторить.  Здесь радость достижения имеет первостепенное значение, сама игрушка может уйти на второй план, тогда ребенок будет ходить и повторять только что освоенное слово с большим удовольствием. Пройдя эти ступеньки, ребенок 1-1,5 года начинает активно произносить слова.

Как происходит развитие речи ребенка в раннем возрасте?

В первые недели жизни ребенок не проявляет инициативы в общении с взрослым, но родители с самого его рождения разговаривают с ним, дарят свое внимание и ласку. Именно это побуждает ребенка к концу первого месяца жизни отвечать на действия взрослых, а чуть позже и проявлять инициативу в общении комплексом оживления.

С третьего месяца жизни мама по крику малыша может определить его потребности: или это крик боли, или крик голода, дискомфорта или крик удовольствия.

В 3-6 месяцев ребенка наступает период гуления (пик приходится на 4-6 месяцев), ребенок произносит много звуков, активно участвует в общении со взрослым: улыбается, смеется, проявляет двигательную активность ручками и ножками. Если родители немногословны с ребенком, то речь будет развиваться позднее.

Со второго полугодия ребенок начинает понимать слова взрослых, это влияет на его поведение, действия. Понимание речи – один из важных этапов ее развития. С возраста 8-9 месяцев идет подражание звукам, а с 9 месяцев идет становление понимания.

В возрасте около 1 года ребенок способен осмысленно употреблять около 5 простейших слов. До 1,5-годовалого возраста дети, как правило, применяют высказывания, состоящие из одного слова. Потребность в общении с возрастом увеличивается, ребенку необходимо что-то сказать, получить – все это обуславливает развитие активной речи.

Число понимаемых ребенком слов значительно превосходит число активно произносимых до определенного возраста. Это период развития пассивной речи. У некоторых детей он может затягиваться до 2 лет, ребенок может понимать все, что говорят взрослые, выполнять их просьбы, но при этом сам будет либо молчать, либо объясняться с помощью жестов и лепета.  Но, несмотря на это, развитие речи все же будет происходить. Как правило, переход к активной речи в этом случае происходит внезапно.

Постепенно дети начинают подражать фразам, увеличивается их словарный запас. Примерно в возрасте 2 лет дети начинают говорить, продолжается пополнение словарного запаса.

К концу второго года жизни словарный запас ребенка может включать 200-400 слов, многие слова может произносить неправильно или непонятно. Возникает интерес к окружающему миру, появляются вопросы «зачем?», «почему?», «что это?». Речь уже выполняет основную функцию, применяется как средство общения.

Для успешного развития речи у детей на любом этапе родителям важно много разговаривать с детьми, речь взрослого должна быть отчетливой и правильной, не стоит общаться «детской речью» (коверкать слова). Если малыш произносит слова неправильно, необходимо его всегда поправлять.

Также на эту тему вы можете почитать

комментария 2 к “Развитие речи у детей. Как происходит?”

  • Моя Иринка рано начала говорить. В 1 год она знала как минимум слов 15 — 20. А связывать более 3-х слов научилась до 1,5 лет. В результате в 2,5 года у нас началось такое сильное заикание (именно из-за раннего говорения). Оно слава Богу прошло, но осадок остался.

  • У меня малыш до двух лет почти не говорил, отдельные слова по надобности. А после двух пошли предложения, умные мысли, новые слова. И как-то резко он стал очень умным в говорении.

Оставить комментарий

↓
Яндекс.Метрика