Развивающие игры для детей от года: во что можно поиграть?

В последнее время мамы стали более внимательно подходить к вопросу раннего развития своего ребенка. Это не может не радовать, т.к. потенциал малыша в раннем возрасте огромен не только для познания чего-то нового, но и для развития в нем творческих задатков.

Сегодня я хочу коснуться темы развивающих игр для детей от года.

Развивающие игры для детей от года настолько разнообразны, что сама мама может в себе развивать творческие способности, придумывая занятие для малыша или создавая игрушку сделанную собственноручно.

Ну а для «нетворческих» мам разнообразие также велико, что от выбора в магазине порой глаза разбегаются.

Какие навыки нужно развивать в ребенке от года?

  • Внимание;
  • Память (зрительную, слуховую);
  • Тактильные ощущения;
  • Мелкая моторика;
  • Логика;
  • Мышление;
  • Творческие способности;
  • Речь;
  • Социализация ребенка.

Ребенку необходимо участие взрослых для полноценного развития. Под их руководством малыш способен лучше воспринимать и выполнять новые задания: сравнивать, находить сходства и различия, сначала по образцу, а потом уже самостоятельно.

В процессе изучения нового у ребенка одновременно развивается память, речь и другие навыки. Малыш улавливает каждое слово взрослого, а в дальнейшем по просьбе родителей (или потом уже по собственному желанию) вспоминает и воспроизводит то, чему научился.

Развитие мышления происходит в процессе предметной деятельности ребенка.

Ребенок знакомится со свойствами предметов и учится с ними взаимодействовать, например:

 - кидать мячик, чтобы он катился;

 - стучать палочками,

 - откручивать крышку от бутылочки и т.д.

Очень полезно научить ребенка играть в ролевые игры. Тогда его игры станут более интересны, расширится диапазон возможностей для творческого развития ребенка, игры будут более приближены к «взрослой жизни». Например, можно научить ребенка:

  • кормить, укладывать спать любимую игрушку,
  • готовить на игрушечной посудке игрушечную еду,
  • играть в доктора,
  • ездить на машинке в интересное место и многое другое.

На самом деле в качестве примера я привела лишь малую часть, здесь можно проявить свою фантазию и предложить малышу что-то новенькое.

Ролевые игры ребенку по душе, они более осмыслены и интересны.

После того, как я научила дочку некоторым подобным играм, она мне наливает «понарошечный» чай из чайничка и мы вместе его пьем. Так что по утрам у меня иногда бывает «чай в постель». 🙂

Популярные игрушки для детей от года

Пирамидка.

Наверняка у каждого малыша есть своя пирамидка, ее польза для развития ребенка неоспорима.

Малыш учится отличать большое от маленького, развивается логика: ведь  нужно колечки собрать в правильной последовательности.

Пирамидка интересна будет ребенку примерно с 8 месяцев, сначала он будет просто изучать колечки, а чуть позже и собирать их.

В 1 год и 3 месяца ребенок обычно еще не умеет собирать в правильной последовательности, этот навык приходит позднее – ближе к 1,5 годам или даже позже.

Помимо размерности малыш может осваивать названия цветов. Моя дочка по пирамидке научилась отличать и называть цвета.

Она еще не умеет сама складывать колечки в нужной последовательности, но я ей подсказываю, называя какое (по  цвету) нужно сначала положить.

Кубики.

Примерно в возрасте 1 года ребенок может строить небольшие башенки из 2-3 кубиков, ближе к 1,5 годам высота башни вырастает еще на несколько кубиков.

Занятия с кубиками полезны для моторики, т.к. их нужно аккуратно поставить, чтобы башня была устойчивой.

Помимо моторики развивается представления о мире: ребенок изучает свойства геометрических фигур и понимает, что из мячиков башенку не построить.

Сортер.

В возрасте около 1 года ребенок исследует фигурки, изучает формы (возможно цвета – если фигуры разноцветные), по прямому назначению сортер используется чуть позже. Около 1,5 лет или даже раньше ребенок может самостоятельно правильно вставлять фигурки в нужные отверстия, может называть фигуры (но это индивидуально от уровня развития речи).

Развивающие игры для детей от года: развиваем логику

1. Собирать из нескольких предметов одинаковые по определенным свойствам (например, из всех игрушек выбрать только кубики или выбрать только красные предметы и сложить в коробочку и т.п.).

2. Собирать простые пазлы или картинки из 2 деталей.

3. Собрать детали конструктора.

4. Сортировать предметы по свойствам (круглые в одной кучке, квадратные в другой и т.п.).

5. Сортеры, рамки-вкладыши и другие подобные игрушки, где ребенку надо будет подумать куда вставить определенную фигуру.

Развивающие игры для детей от года: развиваем внимание

1. Самая популярная игра – в прятки. Начинать можно с простейшей игры в ку-ку, где взрослый может быть немного в обзоре ребенка, со временем игра усложняется. Помимо развития внимания это еще и очень веселая игра.

Мы с дочкой хохочем, когда она неожиданно натыкается на меня.

2. Найти пару предмету. Например, попросить ребенка принести точно такой же предмет как у вас в руке.

Обычно я так проделываю с кубиками. У нас есть 2 разновидности кубиков: небольшие твердые с рисунком и мягкие светлые с цифрами. Показываю дочке кубик и прошу дать мне одинаковый с тем, что у меня в руке.

На самом деле для развития внимания тоже можно придумать множество вариантов игр.

Игры для детей от года: изучаем свойства

1. Одно из самых моих любимых занятий с ребенком это изучение свойств предметов.

Мы ходим по дому и гладим ладошкой различный текстуры, а я характеризую их по ощущениям. Например, стена – гладкая, твердая, подушка – мягкая, гладкая, вода из крана – теплая, мокрая  и т.д.

Сейчас дочка может сама ходить и трогать что-либо, называя при этом свойства этих предметов.

2. Изучение цветов. У нас изучение цветов хорошо пошло со светофора, т.к. у дочки светофор вызвал огромный интерес. Она быстро выучила красный и зеленый. Чуть позже по пирамидке другие цвета.

В 1,5 года она отличает и называет следующие цвета: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, розовый, белый, черный.

3. Изучение геометрических фигур. Мы изучали их как по блокам Дьенеша, так и по обычным фигуркам от сортера.

4. Изучение размеров: большой, маленький. Использую для обучения блоки Дьенеша.

5. Изучение эмоций: грустный, веселый.

Когда-то я делала из обычных пластиковых бутылок от йогурта «пособие» для развития обоняния. Внутрь бутылочек вложила ватки с различными ароматами, а снаружи оформила цветными полосками и наклеила мордашки: грустную и веселую. По ним дочка научилась отличать грустный смайлик от веселого.

Тема развивающих игр для детей от года достаточно обширна и невозможно все более детально рассмотреть в одной статье, поэтому в дальнейшем  продолжу обзор и пополню копилочку новыми идеями.

А как вы занимаетесь с малышом, в какие игры играете, какие навыки развиваете? Поделитесь с нами вашими идеями!

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделитесь с друзями:
Добавить комментарий

  1. marinavarvashenia

    Какая отличная статья!
    очень подробно все расписали))
    Хотелось бы только добавить, что предлагая ребенку новый вид игры, следить за его реакцией. Может он еще не готов к мозаике/пирамидке и т.п. Однако нужно потом еще предлагать, однажды наступит тот момент, когда игра/игрушка будет оценена малышом в полной мере.

    Ответить
    1. Olga автор

      Марина, мне так много еще хотелось сказать на эту тему, но в одной статье масштабы «война и мир» не стоит делать))
      а вообще вы очень хорошо подметили!!! спасибо!

      Ответить
      1. marinavarvashenia

        Знаю я такое)) тяжело себя остановить, ведь так много хочется сказать)) буду ждать продолжения))

        Ответить
        1. Olga автор

          постараюсь в ближайшее время продолжить да еще и с картинками)

          Ответить
  2. Алсу

    Статья отличная, интересная с примерами на собственном опыте.Нам пока нет годика, но мы уже играем в прятки,тоже хохочем, любим пирамидку,но только пока все колечки раскидываем, собирать не любим.А кубики пока изучаем и пробуем все на зубок. :-). Понравилось «пособие» для развития обоняния из бутылочек от йогурта.

    Ответить
    1. Olga автор

      я все хочу их сфотографировать и выложить, но есть 2 НО 🙂
      1. когда я вспоминаю о том, что надо сфоткать — дочка спит и шуметь не хочется
      2. поскольку я криворучка, то и оформление бутылочек соответствующее :)))))))

      вообще у меня еще есть несколько самодельных игрушек

      Ответить
  3. Алсу

    Ну супер, с фото еще лучше будет, и поведенческий фактор сработает. Это же почти как мастер класс получится. Идея хорошая, осталось только воплотить в жизнь. 🙂

    Ответить
  4. Екатерина

    А у нас с кубиками почему-то не складывается, дочке уже 1,5 и кубики ей интересны только, чтобы достать из сумочки (мягкие кубики), любит расстегивать и застегивать молнию на сумочке, вынимает кубики и опять складывает (кидает) в сумочку. Я пытаюсь строить башенки, а она их только ломает сразу же, если сама и строит, то не старается, как поставилось так и хорошо, поэтому они у нее всегда падают и она их начинает разбрасывать, тоже самое с пластмассовыми кубиками. Зато очень любит кормить и укладывать куклу и другие игрушки спать. Возит в коляске по всей квартире или возьмет на руки и укачивает напевая песенку (а-а-а-а). Если что-то сама ест, то обязательно этим все игрушки покормит, подбегает к каждой почти и говорит ням-ням-ням. На горшок любит всех сажать и говорить пись-пись при этом. Рисуем во всю каля-маля. Короче движуха полная, скучать не приходится :)))

    Ответить
    1. Olga автор

      здорово!!! Детки все разные и интересы тоже. Впрочем, как и взрослых 🙂

      Ответить