Не пропустите: задержка речевого развития!

Развитие речи – сложный процесс, формируемый в первые годы жизни и зависящий от психоэмоциональных, физиологических и других составляющих. Как я уже говорила ранее, на развитие речи влияет коммуникативный фактор, т.е. потребность в общении. Но что если вдруг что-то пошло не так? Как определить, что у ребенка задержка речевого развития? В чем могут быть причины и что делать, если у малыша все-таки задержка развития речи?

Задержка речевого развития – это отставание в развитии речи от возрастной нормы. Дети с задержкой развития речи овладевают разговорными навыками, но с отставанием от  возрастных норм. Недоразвитость речи может негативно сказываться на межличностном взаимодействии ребенка, общем психологическом развитии, развитии воображения, внимания, памяти, мышления.

Развитие речи каждого ребенка индивидуально: кто-то начинает раньше говорить, кто-то позже. На становление речи оказывают влияние такие факторы как физиологическое развитие, социальная среда, психологический контакт с мамой, работа головного мозга и другие.

Как определить, что у ребенка задержка речевого развития? Норма и отклонения.

  • Если 4-месячный малыш не реагирует эмоционально на взрослых, не оживляется, это повод для беспокойства.
  • Если малыш в первые 8 месяцев жизни молчит, не произносит различные звуки, необходимо обратиться к невропатологу.
  • В 10-14 месяцев малыш способен понимать слова, обращенные к нему. Если же ребенок не реагирует при обращении к нему и для привлечения внимания к себе применяет плач, это также повод задуматься.
  • Примерно в возрасте 1 года ребенок должен произносить около 10 простейших слов и знать названия 200 предметов его повседневной жизни.
  • Норма в возрасте 14-18 месяцев: ребенок способен различать на слух предметы и показывать их на картинке.
  • Норма в возрасте 1,5-2 года: ребенок может выполнять простые просьбы взрослых.
  • Норма в возрасте 2-3 лет: ребенок может произносить отдельные слова и строить простые фразы, предложения с использованием прилагательных, местоимений. В 2 года словарный запас – минимум 50 слов, как правило, около 100. В 2,5 года словарный запас – 200-300 слов. Если ребенок в возрасте 2 лет использует малое количество отдельных слов и не пытается  повторить новые, это указывает на задержку развития речи.
  • В возрасте 3-4 лет ребенок может строить более сложные предложения, связанные между собой по смыслу, применять наречия, изменять  по родам, числам.  Если трехлетний ребенок говорит слишком непонятно даже для близких людей, говорит слишком медленно или быстро или применяет в своей речи фразы из книг, мультфильмов, но не строит собственных фраз – все это повод для беспокойства, необходима помощь специалиста. Если 4-летный ребенок не способен строить предложения, большинство звуков произносит неправильно, также стоит обратиться к специалисту.

Стоит отметить, что рамки норм развития речи гибкие, т.е. допустимы колебания в пределах 2-3 месяцев, для мальчиков отставание от девочек допустимо в 4-5 месяцев. Однако, если у мальчиков отставание значительно больше этого временного промежутка, необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом.

В чем причины задержки речевого развития?

1) Нарушения функции слуха. Развитие речи тесно связано с воспроизведением услышанного, и если у ребенка проблемы со слухом, то отсюда вытекает проблема развития речи.

2) Поражения, заболевания головного мозга (все, что могло нанести вред в период внутриутробного развития, родов и в первый год жизни):

3) Замедленное созревание нервных клеток, отвечающих за речевую функцию (может быть вызвано психическими расстройствами)

4) Низкая потребность в применении речи. Когда с ребенком никто не разговаривает, или, напротив, общается с ним, предугадывая все его желания и не побуждая потребности проявлять свои эмоции, требования словами.

5) Плохая языковая среда или общение в семье на нескольких языках.

6) Задержка психического или психомоторного развития. Если ребенок начинает позже держать головку, переворачиваться, сидеть, ходить на это следует обратить внимание.

7) Наследственность.

Что делать, если у ребенка задержка развития речи.

Чем раньше родители заметят отклонение от нормы и примутся за коррекцию, тем выше будет результат. Стоит отметить, что активное овладение речью происходит  в 2-3 года и развивается до 7 лет, и если у 6-летнего ребенка нет речи, то маловероятно, что он станет говорить. Очень важно вовремя заметить и приложить все усилия для нормального речевого развития.

Для выяснения причины задержки развития речи у ребенка необходимо обратиться к помощи таких специалистов, как невропатолог, логопед, иногда даже детский психолог и психиатр. Ребенку могут назначить ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и другие обследования.

Методы лечения.

1) Практически всегда необходимо медикаментозное лечение. Это могут быть препараты-питание для нейронов головного мозга или же препараты стимулирующие, деятельность речевых зон.

2) Магнитотерапия, электрорефлексотерапия – способствуют выборочному восстановлению центров головного мозга, отвечающих за речевую активность, дикцию, словарный запас, интеллектуальные способности.

3) Альтерантивные методы – дельфинотерапия, лечение лошадьми и др. Эти методы подбираются индивидуально.

4) Занятия с дефектологом можно проводить для ребенка с возраста 2 лет, занятия позволят развить мышление, моторику, память, внимание. Можно проводить занятия с специалистами по развитию речи также начиная с 2-летнего возраста.

5) Логопеды помогают развить правильное произношение, учат правильному построению  предложений.

6) Занятия родителей с детьми:

  • упражнения и игры на развитие крупной и мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка из пластилина, паззлы, конструкторы, мозаика, кубики, пирамидки, игры-вкладыши, игры-шнуровки и т.д.)
  • арттерапия
  • подвижные игры
  • музыкальные занятия
  • занятия на зрительное внимание с разноцветными материалами, с применением разных геометрических фигур и т.д.

Поскольку развитие речи влияет на адаптацию ребенка в окружающем его мире, его взаимодействие с другими людьми важно вовремя заметить отклонения в развитие речи. Ведь чем раньше будут приняты меры, тем лучше будет результат в развитии речи.

Есть что добавить по теме? Пишите в комментариях ниже.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделитесь с друзями:
Добавить комментарий

  1. Галина

    Олечка, подскажи пож-а, вы к концу 7 месяца, какие ни будь звуки произносили? Мы с шести месяцев начали звуки разные произносить (ма-ма, ба-ба), но через две недели сын перестал так делать, начал мычать (произносит только ммммммм), уж не знаю теперь что и думать.

    Ответить
  2. Olga автор

    Галя, не переживай! Если бы твой сынок вообще молчал и не реагировал, то был бы повод беспокоиться, а так все нормально. У деток бывают периоды «затишья» особенно перед новыми навыками. Готовься, скоро выдаст чего-нибудь новенькое 🙂

    Ответить
  3. Галина

    Спасибо! А то у меня сразу начинается паника, если что то не так))

    Ответить