Методы воспитания детей. Часть первая

методы воспитания детейВоспитание ребенка – довольно долгий, трудоемкий и ответственный процесс, требующий грамотного подхода и терпения со стороны родителей. В воспитательном процессе можно применять различные методы воспитания детей. От выбранного направления и методов воспитания детей будет зависеть то, какими людьми вырастут дети: успешными, полноценными или же закомплексованными личностями.

Каждый ребенок индивидуален и уникален, поэтому одни методы будут действенны на одном ребенке, а другие нет. Помимо этого, метод воспитания может быть актуальным для определенного возраста и быть бесполезным в другом возрасте.

Родители могут часто задаваться вопросом как правильно воспитывать детей, но только родительская интуиция и мудрость поможет сделать правильный выбор в методах воспитания.

Итак, давайте рассмотрим методы воспитания более подробно.

  • Методы убеждения, беседы

Убеждение предполагает воздействие на ребенка посредством рассказа, показа, обоснования (аргументации). Его можно применять для любого возраста, когда ребенок уже понимает речь.

Беседа предполагает диалог с ребенком на определенную тему, родители в ходе беседы могут выявить то, что беспокоит ребенка на данный момент.

  • Метод обучения

Этот метод предполагает передачу новых знаний, навыков, умений, опыта, в процессе обучения осваиваются новые формы поведения. Его также можно применять в воспитании ребенка любого возраста, хотя сам процесс обучения может видоизменяться, т.к. в разных возрастах умения и навыки различны.

Обучение может проходить в виде специально организованного процесса или же ситуативного.

Например, когда мама садится с малышом и обучает его цифрам или буквам – это специально организованный процесс. Если же малыш наблюдает какое-то событие, из которого можно сделать определенные выводы, то это будет ситуативное обучение.

Помимо этого обучение может быть по желанию или обязательным, длительным или разовым.

Чтобы обучение было эффективным для вашего ребенка, необходимо создать благоприятные для этого условия:

- У ребенка должен быть образец.

- Оказывать ему поддержку, но не выполнять за него работу,

- Быть требовательным по выполнению задачи,

- Ребенок должен понимать правила и последовательность действий, которые необходимо выполнить,

- Ребенок должен понимать каких он результатов добьется, если будет выполнять задание. (Например, малышу нужно научиться собирать пирамидку, тогда ему необходимо знать и понимать, что, собирая по колечку, он сложит пирамидку полностью.)

За успехи надо хвалить, но и требовать результата.

  • Метод поощрения

Поощрение, похвала, благодарность, награда в виде чего-то вкусненького или игрушки применяются после выполнения ребенком каких-либо действий, т.е. мы тем самым даем обратную связь на конкретные действия ребенка.

Поощряя ребенка, мы стимулируем его для дальнейших действий. Противоположно поощрению – наказание или отсутствие похвалы, награды. Использование в совокупности методов положительного и отрицательного подкрепления  – это метод кнута и пряника.

  • Метод наказания

Наказание как способ управления ребенком предполагает причинение ему чего-то неприятного с целью изменить поведение ребенка или образ его мыслей. Наказание может быть реализовано чуть позже (не сразу) после проступка.

Иногда наказание может быть использовано как утверждение авторитарности, деспотизма родителя. Конечно, в таком случае наказание лишь надломит личность ребенка и усугубит проблемное поведение в дальнейшем, т.к. наказание будет иметь временный эффект.

Выделю отдельно метод эффективного наказания.

  • Метод эффективного наказания

Эффективное наказание дает нужный результат, решает проблемную ситуацию и не создает препятствия для решения подобных ситуаций в будущем.

Наказание может быть эффективным в том случае, если:

- запретов для ребенка мало. При этом запреты не подлежат обсуждению и их нарушать нельзя ни детям, ни взрослым;

- ребенок знает и понимает, что за его проступком может последовать определенное наказание;

- ребенок получает предупреждения;

- ребенок получает и поощрения, также знает и понимает в каких ситуациях он может быть поощрен;

- соотношение наказаний к положительным моментам в воспитании не больше 1 к 7. На одну негативную ответную реакцию родителей приходится 7 полжительных.

Чем меньше родитель прибегает к наказаниям, тем он становится лучше в качестве воспитывающего. Нужно быть мудрее и уметь предотвращать неблагоприятные ситуации, тогда не возникнет необходимости в наказаниях ребенка. О том, чтобы не допустить наказаний можно узнать в статье "Проблемы воспитания детей".

  • Метод тайм-аут

Предполагает, что ребенок остается наедине с собой на короткий промежуток времени, взрослые перестают общаться с ним.

Метод тайм-аута применяется, когда ребенок не учится на своих ошибках. Для того, чтобы ребенок понял о недопустимости поведения, его обосабливают на короткое время.

Воспитательный эффект будет достигнут, если применять метод сразу после проступка.

Данный метод можно применять для детей до 2 лет, но наибольшая эффективность для детей 3-4 лет. После 4 лет дети уже понимают временное пространство и будут знать, что уединение будет кратковременным, а, значит, не принесет нужный эффект в воспитательных целях.

Методов воспитания детей довольно много, поэтому я не заканчиваю на этом - продолжение в следующей статье.

Также на эту тему вы можете почитать

Комментариев: 1 к “Методы воспитания детей. Часть первая”

  • Ирина:

    Я больше в воспитании ребенка использую метод поощрения.И стараюсь хвалить побольше.Очень эффективно,ребенок старается изо всех сил.Похвала всем приятна.

Оставить комментарий

↓
Яндекс.Метрика