Методы воспитания детей. Часть вторая

методы воспитания детейВ предыдущей статье  я затронула тему методов воспитания детей. Поскольку она довольно обширная, то решила информацию выложить порционно для легкости восприятия.

Итак, продолжим рассматривать методы воспитания:

  • Метод 1-2-3

Предполагает предупреждение ребенка о возможном наказании. Если ребенок будет продолжать вести себя плохо, то на счет три его ждет наказание. Взрослый спокойно, медленно и четко строгим голосом считает до трех. У ребенка есть время задуматься и изменить поведение. Если же ребенок не меняет поведение, то взрослый должен исполнить наказание. Ребенок должен понимать, что вы не шутите. Чем меньше эмоций в голосе и на лице, тем лучше.

Проявление эмоциональности сводит эффективность этого метода на «нет».

Данный метод применим для воспитания послушания детей от  2 до 6 лет.

Можно отметить, что при внедрении этого метода в воспитательные меры, есть дети, которые сразу улавливают, что их ждет после одного перенесенного наказания. Однако есть и те, кто будут проверять на прочность своих родителей. Спустя несколько дней после внедрения этого метода и четкого его применения родителями большинство «испытывающих» детей примут правила и воспитательный эффект будет достигнут.

  • Метод изоляции

Иногда проблемную ситуацию проще разрешить, прибегнув к изоляции, т.е. изолировать ситуацию от ребенка или ребенка от ситуации.

В качестве яркого примера рассмотрим ситуацию, когда ребенок закатывает истерики в магазине, лишь бы всеми правдами и неправдами ему купили игрушку. В этом случае можно увести ребенка из магазина, несмотря на его сопротивления, или же не брать его в магазин вообще.

Данный метод имеет следующие преимущества:

- он относительно прост, т.к. выявить источник проблемы достаточно легко,

- не нужна долгая подготовка

- родитель может решить проблему, при этом от ребенка ничего не зависит

- можно применять когда нет времени или возможности использовать другие более качественные методы воспитания.

Недостатки:

- можно ухудшить отношения с ребенком при слишком частом применении силы

- данный метод не учит ребенка другим формам поведения. Иногда, изолируя ребенка от ситуации, можно еще больше подогреть его интерес сделать вопреки желаниям родителей.

  • Метод поведения по сигналу

Предполагает связку неправильного поведения с каким-либо сигналом, а затем перестать подавать этот сигнал.

Сначала формируется связь между проблемной ситуацией и конкретными условиями: местом, временем, указанием. Это означает, что проблемное поведение возможно только при соблюдении нужных условий, в иных ситуациях плохое поведение недопустимо. После того как ребенок это усвоил можно снижать частоту сигнала, а затем свести на «нет».

Например, ребенок раскидывает вещи. Чтобы побороть это, можно устроить «турнир беспорядка», разбросать все вместе с ребенком, а потом вместе прибирать. Нужно дать понять ребенку, что в другое время такое поведение недопустимо и есть определенные дни и обстоятельства, когда можно разбрасывать вещи.

  • Метод угасания

Предполагает игнорирование поведения, т.е. поведение ребенка не вызывает ни положительный, ни отрицательный отклик. Поведение, на которое не реагируют, скорее всего затухнет.

Угасание более успешно применяется к недопустимому поведению в виде речевого проявления – нытье, ворчание, занудство с просьбами, угрозы, провокации и т.п.

Но тут важно отличать грань между игнорированием поведения и  игнорированием ребенка.

  • Метод положительного подкрепления

Положительное подкрепление подразумевает то, что происходит одновременно с поступком ребенка и увеличивает вероятность поступка в будущем. Положительное подкрепление отличается от поощрения тем, что поощрение может быть значительно позже поступка.

Положительное подкрепление может срабатывать не только когда родителям что-то нравится, а тогда, когда что-то срабатывает успешно. Например, если ребенок испугался, к маме прижался, она его погладила, обняла, то в дальнейшем высока вероятность, что рядом с мамой ребенок будет чаще бояться.

Честно говоря, я сама попала в эту ловушку, т.к. однажды дочка была немного напугана на занятиях хороводами с малышами и их мамами. Она забралась ко мне на руки, я ее успокоила. Теперь как только начинаются танцы-пляски, она сразу бежит ко мне и требует взять на руки.  В другое время бегает и веселится с ребятами, но как только все встают и идут по кругу, она с недовольным личиком ищет взглядом меня.

В целом положительное подкрепление очень хороший инструмент в воспитании ребенка, т.к., сделав что-то хорошее и полезное, ребенок получает эмоциональное проявление, хвалу от взрослого, а это формирует в дальнейшем правильное поведение ребенка

  • Метод дрессировки

Звучит, конечно, отталкивающе применительно к воспитанию детей, но, тем не менее, каждый из родителей хоть раз им пользовался.

Дрессировка предполагает приучение к какому-либо поведению с использованием положительного или отрицательного подкрепления без обращения к разуму ребенка.

Дрессировка бывает позитивная и негативная.

Позитивная обучает как нужно поступать с применением поощрений. Негативная обучает как не надо делать, в качестве отрицательного подкрепления – отсутствие поощрения.

Яркий пример позитивной дрессировки это приучение ребенка к горшку. Родители настойчиво  учат малыша пользоваться горшком, при этом хвалят его.

Дрессировка эффективна в тех случаях, где сложно обратиться к разуму ребенка, можно лишь выработать в них привычку делать что-либо.

Однако полностью сводить воспитание к дрессировке не стоит, т.к. существует много других методов воспитания, применяя их совокупность можно быть гибким и хорошим воспитателем своему ребенку.

Продолжение следует, впереди – последняя, заключительная часть о методах воспитания детей.

Также на эту тему вы можете почитать

комментариев 7 к “Методы воспитания детей. Часть вторая”

  • Жутковато звучит про дрессировку %)
    Остальные методы часто использую, а вот с этим у нас не очень 🙂

    • Olga:

      да, я поэтому и отметила, что от слова «дрессировка» коробит и меня в частности тоже. Но сама по себе суть этого метода не так уж и страшна, т.к. каким-то образом мы же должны научить малышей кушать самостоятельно, пользоваться горшком, самостоятельно одеваться и т.д. Это если смотреть на дрессировку с положительной стороны. Но наверное есть те, кто ее применяет в иных целях…

      И к не очень хорошим методам мы все-таки прибегаем, т.к. они бывают достаточно эффективны. Наказания тоже бывают нужны. Другое дело, что они не должны быть основным, лидирующим способом

  • Алена:

    Жду продолжения. По-моему, надо все методы комбинировать и смотреть по ситуации

    • Алена:

      И дрессирую тоже 🙂 — к горшку приучаю)) по другому не назовешь, это точно. Вырабатываем рефлекс «собачки Павлова»))

    • Olga:

      Алена, безусловно. Все методы в той или иной степени могут пригодиться, главное чтобы все было разумно и не во вред малышастикам))

  • Марина:

    Интересные методы воспитания детей и каждый родитель ими безусловно пользуется. Метод дрессировки заменила бы на метод воспитания привычки, чтобы не возникало аналогии с собаками.(Вы возможно будете смеяться, но для дрессировки собак, работают те же методы).

  • У вас очень интересный и полезный сайт! Примите от меня Кубок признания!

Оставить комментарий

↓
Яндекс.Метрика