Музыкальное развитие детей раннего возраста еще одна важная составляющая раннего развития, позволяющая раскрыть в ребенке творческие способности, помочь проявить талант, данный от природы.
В развитии малыша не стоит зацикливаться на каком-то одном направлении - будь то рисование, музыка, логические задачки и т.д. Задача родителей - познакомить дитя со всем разнообразием разноплановых занятий и задач. Со временем ребенок сам отдаст предпочтение чему-либо.
В возрасте до года детки очень восприимчивы ко всем звукам, и это самое благодатное время для того, чтобы приступить к музыкальному развитию.
Необязательно идти с карапузом в музыкальную школу или к различным репетиторам и педагогам, для начала вполне достаточно домашних «уроков».
Музыкальное развитие детей раннего возраста: развиваем чувство ритма и слух
Для начала я хочу привести перечень того, что может стать музыкальным инструментом в ваших занятиях с ребенком, но это не значит, что непременно нужно иметь все из списка. Вы вполне можете проявить фантазию и придумать свой музыкальный «инструмент».
Чем разнообразней будут инструменты и звуки, издаваемые ими, тем внимательней кроха станет впитывать новые знания об окружающем мире.
Итак, что может пригодиться:
- металлофон (или ксилофон)
- маракасы
Можно заменить погремушкой или наполнить коробочки от киндеров, бутылочек от йогурта и т.п. крупой, горохом или фасолью или другим сыпучим материалом. Можно сделать несколько разных маракасов, тогда по звучанию они будут отличаться друг от друга.
- детское музыкальное пианино
- колокольчик, бубенчики
Для меня была целая задача найти, где продают колокольчики - в детских магазинах они не продавались. Спас магазин для любителей порыбачить (кстати, там же можно найти и бубенчики). 🙂 Еще можно поискать в зоотоварах.
- бубенцы
- дудочка
Отличный инструмент – полезен еще и для развития речи, т.к. малыш, пользуясь дудочкой, развивает речевое дыхание.
- барабан
В качестве барабана может стать детский барабанчик, а при отсутствии оного вполне подойдет замена в виде кастрюли и ложки. Чем не барабан? 🙂
- бубен
- трещотка
- ложки (деревянные или обычные металлические)
- деревянные палочки (стучать друг об друга). В качестве альтернативы подойдут простые карандаши.
- пластиковые бутылки - принцип действия тот же, что и с деревянными палочками.
- шуршащие пакеты
- бумага (рвать, комкать и шуршать)
- и другие предметы, издающие разнообразные звуки.
Музыкальное развитие детей раннего возраста: занимаемся с малышом
Поскольку выбор среди музыкальных инструментов достаточный, то и сами занятия обещают быть интересными, увлекательными, а некоторые даже с изюминкой. Фантазии нет предела! Да и малыш наверняка захочет поэкспериментировать и по-своему применить инструменты. В отличие от взрослых, дети не ограничены представлениями о жизни, о том, как правильно делать, а как неправильно.
Приведу несколько примеров моих занятий с дочкой:
1. Просто игра на инструментах или под фоновое музыкальное сопровождение.
2. Знакомство с понятиями «тихо», «громко», «быстро», «медленно». Достаточно выбрать несколько мелодий, различных по темпу, а также регулировать громкость музыки. При этом следует пояснять ребенку, произошедшие в звучании изменения.
3. Прослушивание классики или любой другой приятной музыки фоном
4. С использованием ударных, звенящих и гремящих инструментов познакомить ребенка с понятиями «громко», «тихо», «звонко», «глухо»
5. Прислушиваться к окружающим звукам и пояснять ребенку, например: тикают часы, капает дождь, вода из-под крана, едет машина, стучат колеса трамвая.
Не могу не поделиться, но соседи тоже поспособствовали развитию нашего ребенка с помощью… дрели! 🙂
Когда дочка однажды услышала сверление, для нее это был шок – неожиданный да еще страшный звук. Увидев испуганное лицо, я эту ситуацию обратила в забавную и сказала: «Люба, это соседи сверлят дрррр! Забавно, да? Дррр.»
Теперь у нас дома есть собственная «дрель», бывает, вспомнит и, широко улыбаясь, кричит: «Дрррр!»
6. Раз уж коснулась соседей, то им можно «передать привет»: постучать каким-нибудь предметом по батарее, звук будет интересный. Но рекомендую, на этом не слишком акцентировать внимание малыша (чтобы он не вошел во вкус) и не частить подобными музыкальными занятиями.
Кстати, вместо батареи по дому найдется много других звучных предметов, по которым можно постучать и услышать разницу в звучании.
7. Пойте сами ребенку, а можете его попросить спеть вам.
Наша дочка после папиных «ля-ля-ля» однажды, занимаясь своими делами во время очередных папиных песнопений, выдала свои «ля-ля».
8. А еще пальчики могут скрипеть по мокрому столу. Попробуйте, это интересно!
9. Ну и напоследок, одно из самых любимейших занятий нашей Любы – танцевать под ритмичную музыку или выполнять музыкальные задания по Железновым.
По этому видео Любашка научилась выполнять почти все упражнения и даже пытается по-своему повторять песенки.
Музыкальное развитие детей раннего возраста также важно, как и развитие речи, мелкой моторики рук и других способностей и навыков. Главное соблюдать баланс дать возможность малышу увидеть многогранность окружающего мира.
Приятных вам музыкальных занятий!
Хорошенькая игра с батареей, а я другую знаю, тоже шикарную, литавры из крышек называется, но лучше ее ребенку не показывать, а то не всякая мама такое музицирование выдержит)))
я показывала правда немного другое — не выдержала Люба))) Хотела научить ее ложкой отбивать ритмы по дну перевернутой кастрюли. Не оценила девочка наша 🙂
зато приветы соседям бывает передает, хотя звуки по сути похожи
будем играть и развиваться с помощью ваших игр!