В последнее время мамы стали более внимательно подходить к вопросу раннего развития своего ребенка. Это не может не радовать, т.к. потенциал малыша в раннем возрасте огромен не только для познания чего-то нового, но и для развития в нем творческих задатков.
Сегодня я хочу коснуться темы развивающих игр для детей от года.
Развивающие игры для детей от года настолько разнообразны, что сама мама может в себе развивать творческие способности, придумывая занятие для малыша или создавая игрушку сделанную собственноручно.
Ну а для «нетворческих» мам разнообразие также велико, что от выбора в магазине порой глаза разбегаются.
Какие навыки нужно развивать в ребенке от года?
- Внимание;
- Память (зрительную, слуховую);
- Тактильные ощущения;
- Мелкая моторика;
- Логика;
- Мышление;
- Творческие способности;
- Речь;
- Социализация ребенка.
Ребенку необходимо участие взрослых для полноценного развития. Под их руководством малыш способен лучше воспринимать и выполнять новые задания: сравнивать, находить сходства и различия, сначала по образцу, а потом уже самостоятельно.
В процессе изучения нового у ребенка одновременно развивается память, речь и другие навыки. Малыш улавливает каждое слово взрослого, а в дальнейшем по просьбе родителей (или потом уже по собственному желанию) вспоминает и воспроизводит то, чему научился.
Развитие мышления происходит в процессе предметной деятельности ребенка.
Ребенок знакомится со свойствами предметов и учится с ними взаимодействовать, например:
- кидать мячик, чтобы он катился;
- стучать палочками,
- откручивать крышку от бутылочки и т.д.
Очень полезно научить ребенка играть в ролевые игры. Тогда его игры станут более интересны, расширится диапазон возможностей для творческого развития ребенка, игры будут более приближены к «взрослой жизни». Например, можно научить ребенка:
- кормить, укладывать спать любимую игрушку,
- готовить на игрушечной посудке игрушечную еду,
- играть в доктора,
- ездить на машинке в интересное место и многое другое.
На самом деле в качестве примера я привела лишь малую часть, здесь можно проявить свою фантазию и предложить малышу что-то новенькое.
Ролевые игры ребенку по душе, они более осмыслены и интересны.
После того, как я научила дочку некоторым подобным играм, она мне наливает «понарошечный» чай из чайничка и мы вместе его пьем. Так что по утрам у меня иногда бывает «чай в постель». 🙂
Популярные игрушки для детей от года
Пирамидка.
Наверняка у каждого малыша есть своя пирамидка, ее польза для развития ребенка неоспорима.
Малыш учится отличать большое от маленького, развивается логика: ведь нужно колечки собрать в правильной последовательности.
Пирамидка интересна будет ребенку примерно с 8 месяцев, сначала он будет просто изучать колечки, а чуть позже и собирать их.
В 1 год и 3 месяца ребенок обычно еще не умеет собирать в правильной последовательности, этот навык приходит позднее – ближе к 1,5 годам или даже позже.
Помимо размерности малыш может осваивать названия цветов. Моя дочка по пирамидке научилась отличать и называть цвета.
Она еще не умеет сама складывать колечки в нужной последовательности, но я ей подсказываю, называя какое (по цвету) нужно сначала положить.
Кубики.
Примерно в возрасте 1 года ребенок может строить небольшие башенки из 2-3 кубиков, ближе к 1,5 годам высота башни вырастает еще на несколько кубиков.
Занятия с кубиками полезны для моторики, т.к. их нужно аккуратно поставить, чтобы башня была устойчивой.
Помимо моторики развивается представления о мире: ребенок изучает свойства геометрических фигур и понимает, что из мячиков башенку не построить.
Сортер.
В возрасте около 1 года ребенок исследует фигурки, изучает формы (возможно цвета – если фигуры разноцветные), по прямому назначению сортер используется чуть позже. Около 1,5 лет или даже раньше ребенок может самостоятельно правильно вставлять фигурки в нужные отверстия, может называть фигуры (но это индивидуально от уровня развития речи).
Развивающие игры для детей от года: развиваем логику
1. Собирать из нескольких предметов одинаковые по определенным свойствам (например, из всех игрушек выбрать только кубики или выбрать только красные предметы и сложить в коробочку и т.п.).
2. Собирать простые пазлы или картинки из 2 деталей.
3. Собрать детали конструктора.
4. Сортировать предметы по свойствам (круглые в одной кучке, квадратные в другой и т.п.).
5. Сортеры, рамки-вкладыши и другие подобные игрушки, где ребенку надо будет подумать куда вставить определенную фигуру.
Развивающие игры для детей от года: развиваем внимание
1. Самая популярная игра – в прятки. Начинать можно с простейшей игры в ку-ку, где взрослый может быть немного в обзоре ребенка, со временем игра усложняется. Помимо развития внимания это еще и очень веселая игра.
Мы с дочкой хохочем, когда она неожиданно натыкается на меня.
2. Найти пару предмету. Например, попросить ребенка принести точно такой же предмет как у вас в руке.
Обычно я так проделываю с кубиками. У нас есть 2 разновидности кубиков: небольшие твердые с рисунком и мягкие светлые с цифрами. Показываю дочке кубик и прошу дать мне одинаковый с тем, что у меня в руке.
На самом деле для развития внимания тоже можно придумать множество вариантов игр.
Игры для детей от года: изучаем свойства
1. Одно из самых моих любимых занятий с ребенком это изучение свойств предметов.
Мы ходим по дому и гладим ладошкой различный текстуры, а я характеризую их по ощущениям. Например, стена – гладкая, твердая, подушка – мягкая, гладкая, вода из крана – теплая, мокрая и т.д.
Сейчас дочка может сама ходить и трогать что-либо, называя при этом свойства этих предметов.
2. Изучение цветов. У нас изучение цветов хорошо пошло со светофора, т.к. у дочки светофор вызвал огромный интерес. Она быстро выучила красный и зеленый. Чуть позже по пирамидке другие цвета.
В 1,5 года она отличает и называет следующие цвета: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, розовый, белый, черный.
3. Изучение геометрических фигур. Мы изучали их как по блокам Дьенеша, так и по обычным фигуркам от сортера.
4. Изучение размеров: большой, маленький. Использую для обучения блоки Дьенеша.
5. Изучение эмоций: грустный, веселый.
Когда-то я делала из обычных пластиковых бутылок от йогурта «пособие» для развития обоняния. Внутрь бутылочек вложила ватки с различными ароматами, а снаружи оформила цветными полосками и наклеила мордашки: грустную и веселую. По ним дочка научилась отличать грустный смайлик от веселого.
Тема развивающих игр для детей от года достаточно обширна и невозможно все более детально рассмотреть в одной статье, поэтому в дальнейшем продолжу обзор и пополню копилочку новыми идеями.
А как вы занимаетесь с малышом, в какие игры играете, какие навыки развиваете? Поделитесь с нами вашими идеями!
Какая отличная статья!
очень подробно все расписали))
Хотелось бы только добавить, что предлагая ребенку новый вид игры, следить за его реакцией. Может он еще не готов к мозаике/пирамидке и т.п. Однако нужно потом еще предлагать, однажды наступит тот момент, когда игра/игрушка будет оценена малышом в полной мере.
Марина, мне так много еще хотелось сказать на эту тему, но в одной статье масштабы «война и мир» не стоит делать))
а вообще вы очень хорошо подметили!!! спасибо!
Знаю я такое)) тяжело себя остановить, ведь так много хочется сказать)) буду ждать продолжения))
постараюсь в ближайшее время продолжить да еще и с картинками)
Статья отличная, интересная с примерами на собственном опыте.Нам пока нет годика, но мы уже играем в прятки,тоже хохочем, любим пирамидку,но только пока все колечки раскидываем, собирать не любим.А кубики пока изучаем и пробуем все на зубок. :-). Понравилось «пособие» для развития обоняния из бутылочек от йогурта.
я все хочу их сфотографировать и выложить, но есть 2 НО 🙂
1. когда я вспоминаю о том, что надо сфоткать — дочка спит и шуметь не хочется
2. поскольку я криворучка, то и оформление бутылочек соответствующее :)))))))
вообще у меня еще есть несколько самодельных игрушек
Ну супер, с фото еще лучше будет, и поведенческий фактор сработает. Это же почти как мастер класс получится. Идея хорошая, осталось только воплотить в жизнь. 🙂
А у нас с кубиками почему-то не складывается, дочке уже 1,5 и кубики ей интересны только, чтобы достать из сумочки (мягкие кубики), любит расстегивать и застегивать молнию на сумочке, вынимает кубики и опять складывает (кидает) в сумочку. Я пытаюсь строить башенки, а она их только ломает сразу же, если сама и строит, то не старается, как поставилось так и хорошо, поэтому они у нее всегда падают и она их начинает разбрасывать, тоже самое с пластмассовыми кубиками. Зато очень любит кормить и укладывать куклу и другие игрушки спать. Возит в коляске по всей квартире или возьмет на руки и укачивает напевая песенку (а-а-а-а). Если что-то сама ест, то обязательно этим все игрушки покормит, подбегает к каждой почти и говорит ням-ням-ням. На горшок любит всех сажать и говорить пись-пись при этом. Рисуем во всю каля-маля. Короче движуха полная, скучать не приходится :)))
здорово!!! Детки все разные и интересы тоже. Впрочем, как и взрослых 🙂