Методы воспитания детей. Часть третья — заключительная

методы воспитания детейВ предыдущих первой и второй части я рассказывала о методах воспитания детей, эта статья будет заключительной в теме методов воспитания.

Итак перейдем, к методам:

  • Метод выработки несовместимого поведения

Данный метод предполагает обучению ребенка иному поведению в проблемной ситуации.

Ребенка необходимо поощрять, если он ведет себя в проблемной ситуации так, как вас устраивает. Особенность этого метода состоит в том, что родителю нужно заранее предугадать проблемную ситуацию и скорректировать ее так, чтобы было альтернативное поведение ребенка.

Если же опять-таки рассмотреть в качестве примера проблему истерик в магазине, то решить ее можно иначе. Зная, что походы в магазины часто сопровождаются истериками, можно предложить ребенку взять список продуктов и помогать вам их находить. Хорошее поведение ребенка нужно поощрить, но не тем, чего он обычно пытается добиться с помощью истерик.

Этот метод хорош в качестве профилактики плохого поведения. Родителям можно заранее предугадать проблемную ситуацию и найти выход из нее, предложив ребенку интересное занятие взамен недопустимого поведения.

Недостатком этого метода является то, что если у ребенка уже случилась истерика, то родителю будет достаточно сложно спокойно обдумать решение и, возможно, нужна будет предварительная подготовка.

  • Метод короткого ясного требования

Простой и эффективный метод в воспитании детей. Взрослые далеко не всегда четко выражают свои мысли. В некоторых ситуациях это допустимо, но если есть серьезность и важность передаваемой мысли, то это должно быть однозначно и понятно ребенку.

Например, родитель может выражать свои мысли так: «Ну и беспорядок у тебя в комнате». За этими словами проскальзывает требование, что стоило бы прибраться, но действия могут и не последовать, т.к. родитель не выразил четкого требования.

Если же родитель скажет «Сложи игрушки в коробку», то ребенку станет понятно, что конкретно от него требуется.

Указания необходимо применять, когда родитель уверен в необходимости выполнения ребенком того или иного действия.

  • Метод заезженной пластинки

Заключается в монотонном повторении много раз одного и того же требования, не отвлекаясь на отговорки, доводы ребенка, пока ребенок не выполнит требование.

Например, ребенок разбросал игрушки, мама ему говорит: «Сложи игрушки в ящик». Ребенок может всячески  объясняться, «кормить» маму отговорками, но мама продолжает на все это повторять одно и то же требование. В какой-то момент ребенок поймет, что его отговорки бесполезны, и он придет к выводу, что ему все-таки придется сложить игрушки на место.

  • Метод смены мотивации

Необходимо выяснить мотив плохого поведения и создать условия, при которых это поведение исчезнет. Исчезновение причины проблемного поведения, как правило, является эффективным.

Например, если ребенок разбрасывает вещи, то можно ввести правило, если вещи не будут убраны после определенного времени, то они исчезнут (можно их спрятать на какой-то срок или даже выбросить). Когда ребенок почувствует нехватку вещей, то станет бережней к ним относиться.

Важное замечание: исчезают вещи не только ребенка, но и взрослого.

Данный метод качественный, но требует от взрослого мудрости. Смена мотивации в проблемной ситуации вряд ли поможет, но в качестве профилактики хорошо подходит.

  • Метод «Твой выбор – твоя ответственность»

Предполагает позволять ребенку решать самому как поступать в некоторых ситуациях и получать определенные результаты вследствие своего выбора.

Например, если родители что-то приготовили на обед, то ребенок это кушает, но он вправе решить сколько ему съесть. То же самое может относиться и к выполнению домашних заданий, родители могут установить время на выполнение заданий, но за качество их выполнения ребенок будет отвечать сам. Тогда ребенок будет понимать и чувствовать свою ответственность за последствия.

  • Методы «Собственный опыт ребенка» и «Обучение на собственных ошибках»

Не зря популярно выражение «на ошибках учатся». Оно применимо и к детям. Ребенок быстрее понимает и учится через собственный опыт.

Использовать методы воспитания  детей необходимо в совокупности, т.к. основываясь только на один метод невозможно взрастить в ребенке полноценную личность. Как правильно воспитывать детей решать вам, ведь только родитель несет ответственность за свое чадо.

Какие методы воспитания вы применяете? Какие из них вам ближе всего, в чем их преимущества? Если у вас есть свои методы, поделитесь, пожалуйста, своим опытом с нами.

Также на эту тему вы можете почитать

комментария 3 к “Методы воспитания детей. Часть третья — заключительная”

  • Все методы хороши, мне кажется иногда их можно и варьировать, самое главное не перегибать палку.

  • Меня воспитывали методом смены мотивации и твой выбор — твоя ответственность, последний был применен изначально к учебе, а потом и ко всей жизни. Я использую в воспитании дочери метод беседа. Считаю, обо всем можно договориться

  • Юлия:

    Очень интересные идеи. Обязательно возьму на вооружение.

Оставить комментарий

↓
Яндекс.Метрика