Развивающие игры для детей от года: во что можно поиграть?

В последнее время мамы стали более внимательно подходить к вопросу раннего развития своего ребенка. Это не может не радовать, т.к. потенциал малыша в раннем возрасте огромен не только для познания чего-то нового, но и для развития в нем творческих задатков.

Сегодня я хочу коснуться темы развивающих игр для детей от года.

Развивающие игры для детей от года настолько разнообразны, что сама мама может в себе развивать творческие способности, придумывая занятие для малыша или создавая игрушку сделанную собственноручно.

Ну а для «нетворческих» мам разнообразие также велико, что от выбора в магазине порой глаза разбегаются.

Какие навыки нужно развивать в ребенке от года?

  • Внимание;
  • Память (зрительную, слуховую);
  • Тактильные ощущения;
  • Мелкая моторика;
  • Логика;
  • Мышление;
  • Творческие способности;
  • Речь;
  • Социализация ребенка.

Ребенку необходимо участие взрослых для полноценного развития. Под их руководством малыш способен лучше воспринимать и выполнять новые задания: сравнивать, находить сходства и различия, сначала по образцу, а потом уже самостоятельно.

В процессе изучения нового у ребенка одновременно развивается память, речь и другие навыки. Малыш улавливает каждое слово взрослого, а в дальнейшем по просьбе родителей (или потом уже по собственному желанию) вспоминает и воспроизводит то, чему научился.

Развитие мышления происходит в процессе предметной деятельности ребенка.

Ребенок знакомится со свойствами предметов и учится с ними взаимодействовать, например:

 - кидать мячик, чтобы он катился;

 - стучать палочками,

 - откручивать крышку от бутылочки и т.д.

Очень полезно научить ребенка играть в ролевые игры. Тогда его игры станут более интересны, расширится диапазон возможностей для творческого развития ребенка, игры будут более приближены к «взрослой жизни». Например, можно научить ребенка:

  • кормить, укладывать спать любимую игрушку,
  • готовить на игрушечной посудке игрушечную еду,
  • играть в доктора,
  • ездить на машинке в интересное место и многое другое.

На самом деле в качестве примера я привела лишь малую часть, здесь можно проявить свою фантазию и предложить малышу что-то новенькое.

Ролевые игры ребенку по душе, они более осмыслены и интересны.

После того, как я научила дочку некоторым подобным играм, она мне наливает «понарошечный» чай из чайничка и мы вместе его пьем. Так что по утрам у меня иногда бывает «чай в постель». 🙂

Популярные игрушки для детей от года

Пирамидка.

Наверняка у каждого малыша есть своя пирамидка, ее польза для развития ребенка неоспорима.

Малыш учится отличать большое от маленького, развивается логика: ведь  нужно колечки собрать в правильной последовательности.

Пирамидка интересна будет ребенку примерно с 8 месяцев, сначала он будет просто изучать колечки, а чуть позже и собирать их.

В 1 год и 3 месяца ребенок обычно еще не умеет собирать в правильной последовательности, этот навык приходит позднее – ближе к 1,5 годам или даже позже.

Помимо размерности малыш может осваивать названия цветов. Моя дочка по пирамидке научилась отличать и называть цвета.

Она еще не умеет сама складывать колечки в нужной последовательности, но я ей подсказываю, называя какое (по  цвету) нужно сначала положить.

Кубики.

Примерно в возрасте 1 года ребенок может строить небольшие башенки из 2-3 кубиков, ближе к 1,5 годам высота башни вырастает еще на несколько кубиков.

Занятия с кубиками полезны для моторики, т.к. их нужно аккуратно поставить, чтобы башня была устойчивой.

Помимо моторики развивается представления о мире: ребенок изучает свойства геометрических фигур и понимает, что из мячиков башенку не построить.

Сортер.

В возрасте около 1 года ребенок исследует фигурки, изучает формы (возможно цвета – если фигуры разноцветные), по прямому назначению сортер используется чуть позже. Около 1,5 лет или даже раньше ребенок может самостоятельно правильно вставлять фигурки в нужные отверстия, может называть фигуры (но это индивидуально от уровня развития речи).

Развивающие игры для детей от года: развиваем логику

1. Собирать из нескольких предметов одинаковые по определенным свойствам (например, из всех игрушек выбрать только кубики или выбрать только красные предметы и сложить в коробочку и т.п.).

2. Собирать простые пазлы или картинки из 2 деталей.

3. Собрать детали конструктора.

4. Сортировать предметы по свойствам (круглые в одной кучке, квадратные в другой и т.п.).

5. Сортеры, рамки-вкладыши и другие подобные игрушки, где ребенку надо будет подумать куда вставить определенную фигуру.

Развивающие игры для детей от года: развиваем внимание

1. Самая популярная игра – в прятки. Начинать можно с простейшей игры в ку-ку, где взрослый может быть немного в обзоре ребенка, со временем игра усложняется. Помимо развития внимания это еще и очень веселая игра.

Мы с дочкой хохочем, когда она неожиданно натыкается на меня.

2. Найти пару предмету. Например, попросить ребенка принести точно такой же предмет как у вас в руке.

Обычно я так проделываю с кубиками. У нас есть 2 разновидности кубиков: небольшие твердые с рисунком и мягкие светлые с цифрами. Показываю дочке кубик и прошу дать мне одинаковый с тем, что у меня в руке.

На самом деле для развития внимания тоже можно придумать множество вариантов игр.

Игры для детей от года: изучаем свойства

1. Одно из самых моих любимых занятий с ребенком это изучение свойств предметов.

Мы ходим по дому и гладим ладошкой различный текстуры, а я характеризую их по ощущениям. Например, стена – гладкая, твердая, подушка – мягкая, гладкая, вода из крана – теплая, мокрая  и т.д.

Сейчас дочка может сама ходить и трогать что-либо, называя при этом свойства этих предметов.

2. Изучение цветов. У нас изучение цветов хорошо пошло со светофора, т.к. у дочки светофор вызвал огромный интерес. Она быстро выучила красный и зеленый. Чуть позже по пирамидке другие цвета.

В 1,5 года она отличает и называет следующие цвета: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, розовый, белый, черный.

3. Изучение геометрических фигур. Мы изучали их как по блокам Дьенеша, так и по обычным фигуркам от сортера.

4. Изучение размеров: большой, маленький. Использую для обучения блоки Дьенеша.

5. Изучение эмоций: грустный, веселый.

Когда-то я делала из обычных пластиковых бутылок от йогурта «пособие» для развития обоняния. Внутрь бутылочек вложила ватки с различными ароматами, а снаружи оформила цветными полосками и наклеила мордашки: грустную и веселую. По ним дочка научилась отличать грустный смайлик от веселого.

Тема развивающих игр для детей от года достаточно обширна и невозможно все более детально рассмотреть в одной статье, поэтому в дальнейшем  продолжу обзор и пополню копилочку новыми идеями.

А как вы занимаетесь с малышом, в какие игры играете, какие навыки развиваете? Поделитесь с нами вашими идеями!

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделитесь с друзями:
В-шкатулке.ру
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. marinavarvashenia

    Какая отличная статья!
    очень подробно все расписали))
    Хотелось бы только добавить, что предлагая ребенку новый вид игры, следить за его реакцией. Может он еще не готов к мозаике/пирамидке и т.п. Однако нужно потом еще предлагать, однажды наступит тот момент, когда игра/игрушка будет оценена малышом в полной мере.

    Ответить
    1. Olga автор

      Марина, мне так много еще хотелось сказать на эту тему, но в одной статье масштабы «война и мир» не стоит делать))
      а вообще вы очень хорошо подметили!!! спасибо!

      Ответить
      1. marinavarvashenia

        Знаю я такое)) тяжело себя остановить, ведь так много хочется сказать)) буду ждать продолжения))

        Ответить
        1. Olga автор

          постараюсь в ближайшее время продолжить да еще и с картинками)

          Ответить
  2. Алсу

    Статья отличная, интересная с примерами на собственном опыте.Нам пока нет годика, но мы уже играем в прятки,тоже хохочем, любим пирамидку,но только пока все колечки раскидываем, собирать не любим.А кубики пока изучаем и пробуем все на зубок. :-). Понравилось «пособие» для развития обоняния из бутылочек от йогурта.

    Ответить
    1. Olga автор

      я все хочу их сфотографировать и выложить, но есть 2 НО 🙂
      1. когда я вспоминаю о том, что надо сфоткать — дочка спит и шуметь не хочется
      2. поскольку я криворучка, то и оформление бутылочек соответствующее :)))))))

      вообще у меня еще есть несколько самодельных игрушек

      Ответить
  3. Алсу

    Ну супер, с фото еще лучше будет, и поведенческий фактор сработает. Это же почти как мастер класс получится. Идея хорошая, осталось только воплотить в жизнь. 🙂

    Ответить
  4. Екатерина

    А у нас с кубиками почему-то не складывается, дочке уже 1,5 и кубики ей интересны только, чтобы достать из сумочки (мягкие кубики), любит расстегивать и застегивать молнию на сумочке, вынимает кубики и опять складывает (кидает) в сумочку. Я пытаюсь строить башенки, а она их только ломает сразу же, если сама и строит, то не старается, как поставилось так и хорошо, поэтому они у нее всегда падают и она их начинает разбрасывать, тоже самое с пластмассовыми кубиками. Зато очень любит кормить и укладывать куклу и другие игрушки спать. Возит в коляске по всей квартире или возьмет на руки и укачивает напевая песенку (а-а-а-а). Если что-то сама ест, то обязательно этим все игрушки покормит, подбегает к каждой почти и говорит ням-ням-ням. На горшок любит всех сажать и говорить пись-пись при этом. Рисуем во всю каля-маля. Короче движуха полная, скучать не приходится :)))

    Ответить
    1. Olga автор

      здорово!!! Детки все разные и интересы тоже. Впрочем, как и взрослых 🙂

      Ответить